Ароматы и развитие психики человека

Я часто упоминаю на аромадиагностике и аромаклассах, что ароматы являются проводниками в бессознательное. Почему? Для человека ароматы — один из источников информации о мире и о себе. На встречах мы стараемся узнать, какой символ, смысл, чувство, ощущение лежит за тем или иным ароматом. И таким образом мы находим ответы на свои вопросы.  Всё это помогает узнать, понять себя и окружающий мир и даёт новый импульс процессу развития психики. И в итоге мы становимся более зрелыми, целостными и гармоничными. Ниже я приведу отрывок из статьи о развитии психики человека доктора психологических наук, профессора В. Н. Панферова:

«Психология человека обнаруживается в ряде усложняющихся процессов этого взаимодействия, что приводит к качественной трансформации психической деятельности. Исторический опыт научно-психологического познания позволяет дифференцировать шесть уровней трансформации психического процесса, на каждом из которых доминируют разные качественные проявления целостной психической организации человека и соответствующие формы объективации.

На первом уровне психический процесс протекает как процесс психического отражения. В этом процессе субъектная активность человека сведена к роли непроизвольно функционирующего существа, которое располагает нервной системой и мозгом, обеспечивающим его отражательную функцию. Возможности человека в этом процессе детерминированы потенциалом его психической организации как отражающей системы. Этот потенциал является «психологическим зеркалом» психического отражения. Содержание этого процесса характеризуется откликами человека на внешние и внутренние воздействия со стороны объектов взаимодействия. В процессе психического отражения эти отклики непроизвольны. В их числе изучаются непроизвольные реакции и телесные движения, автоматизированные действия, привычки, паттерны и стереотипы поведения, стиль деятельности. Это сложившиеся и не вполне осознаваемые отклики индивидуумов. Первичными компонентами непроизвольных откликов в процессе психического отражения являются аффективные реакции на объекты взаимодействия. Они проявляются в положительных или отрицательных эмоциях, вызванных объектом взаимодействия. Эти эмоции выполняют функцию первичного регулирования отношения к объекту вза- имодействия. Положительные эмоции побуждают к сближению с объектом взаимодействия и овладению им. Отрицательные эмоции трансформируются в избегание объекта вплоть до его уничтожения.
На втором уровне психический процесс превращается в познавательную деятельность, в реализации которой человек функционирует в качестве субъекта. Основные психологические качества, порождаемые этим процессом, относятся к психофизическим образованиям. Функция отражения трансформируется в функцию по- знания. Человек в этом процессе активизируется в качестве субъекта познания. По мере все большей включенности субъекта во взаимодействие с миром вещей, людей и самим собой психический процесс превращается в психическую деятельность. Ее особенность состоит в усилении регулирующего влияния человека.
На третьем уровне психический процесс трансформируется в психологическую деятель- ность за счет подключения рефлексивного механизма, обеспечивающего самопознание человека. Это — контекст интроспективного «субъект–субъектного» отношения, где человек одновременно предстает для себя в роли и познающего, и познаваемого субъекта. Основные психологические качества, порождаемые этим процессом, относятся к психо- рефлексивным образованиям (самосознанию и сознанию). Функции отражения и по- знания трансформируются в функцию имплицитного мировоззрения и психологическо- го анализа своей личности и других людей. Такого рода объективация предполагает вербализацию человеком своих переживаний, представлений и внутренних интенций в языковой форме символизации смыслов взаи- модействия с объектами. Эта психологическая деятельность субъекта основана на рефлексивном потенциале психической организации человека. Результаты психического отражения становятся предметом психологической деятельности на основе рефлексии, которая происходит в формах символической коммуникации, представленной языками, изобразительным искусством и рукотворным предметным миром. Потребность в вербализации проистекает из необходимости социального взаимодей- ствия людей. Вербализация предполагает языковую форму символизации смыслов взаимодействия с объектами, открывшихся индивидуальному сознанию субъекта. В психоло- гической деятельности субъекта происходит рефлективный анализ своих переживаний и представлений. Она является источником не только осмысления своих отношений с миром вещей и людей, но и источником самосознания. На этом этапе трансформации психический процесс достигает своего высшего уровня и превращается в психологическую деятельность. Предметом этой деятельности являются собственные представления че- ловека о себе и объектах внешнего мира. Эти представления — результат внутреннего диалога субъекта с самим собой, совершаемого по законам функционирования внутрен- ней речи. Результаты этой деятельности продуцируются в осмысленных отношениях человека с миром вещей, людей и самим собой.»
Реклама