Рене Жюль Лалик — стекольных дел мастер


«Парфюм должен возбуждать не только нос, но и глаза», – эту инновационную для своего времени идею высказал в самом начале XX столетия знаменитый французский парфюмер Франсуа Коти. В то время большая часть ароматической продукции продавалась в невзрачных аптечных пузырьках, поскольку красивые, сложные в изготовлении флаконы сильно удорожали и без того недешевую парфюмерию. Состоятельные дамы, принеся покупку домой, переливали духи в специальную нарядную емкость с пульверизатором, а менее состоятельным приходилось довольствоваться простенькой склянкой. Парфюмерные флаконы представляли произведения прикладного искусства и, по сути, были универсальными емкостями, имевшими право на самостоятельное существование вне зависимости от того, какие духи находились внутри.

Идею создания ансамбля из духов, имени и флакона, объединенных одной концепцией, помог воплотить именитый французский ювелир, один из выдающихся представителей ар нуво Рене Лалик. Его успешный творческий союз с Франсуа Коти положил начало формированию новой отрасли – массового производства парфюмерных флаконов. За минувшие сто лет на благо «флаконного» дела отслужили целых три поколения Лаликов: отец, сын и внучка Мари-Клод.

Основатель династии ЛаликовРене Жюль Лалик (René Jules Lalique), появился на свет ярким апрельским днем 1860 года в небольшом французском городке Аи, что в провинции Шампань. Однако уже в двухлетнем возрасте Рене стал парижанином: в надежде на большие заработки отец-коммивояжер перевез семью в пригород столицы. Но каждое лето Рене неизменно возвращался вШампань. Мальчик много гулял, наслаждаясь живописными окрестностями, усаженными виноградом, из которого местные жители изготавливали несравненное шампанское, хорошо знакомое нам по блоковским строкам: «…я послал тебе черную розу в бокале золотого, как небо, аи». У Ренерано проявились способности к рисованию. Во время своих летних прогулок он внимательно изучал все нюансы природных красот Шампани. Он буквально жил на уровне травы, на уровне насекомых, постоянно делая наброски. Стрекозы, бабочки, цветы, змейки, птицы – все они спустя небольшое время станут не только главными героями его ювелирных и парфюмерных шедевров, но и «визитной карточкой», значимым элементом фирменного стиля мастера.

В двенадцатилетнем возрасте родители отдают Рене в школу декоративного искусства Тюрго, где он с большим энтузиазмом занимается живописью. В 1876 году, после смерти отца, чтобы продолжить учебу в Школе декоративных искусств в Париже, он поступает в ученики к парижскому ювелируЛуи Ококу. Этот мэтр-ювелир научил Лалика-старшего многим тонкостям ювелирного дела. Однако стиль Окока юного Рене совсем не устраивал. Революция в дизайне в то время происходила не вПариже, а в Лондоне, и он поступил на лондонские курсы орнаменталистики Сайденхэмовского колледжа. Там Лалик-старший столкнулся с движением Arts & Crafts, продвигавшим идею соединения искусства, ремесла и промышленности.

В 1880-м окрыленный и полный творческих идей Рене Лалик возвращается в Париж и устраивается на работу в маленькую ювелирную мастерскую одного из своих дальних родственников. Его задача — делать эскизы украшений, которые затем воплотятся в золоте, серебре и драгоценных камнях. Неожиданно для самого себя он очень увлекается этим занятием, с упоением рисуя серьги, браслеты, кулоны. Молодого ювелира быстро заметили и стали приглашать крупные парижские мастерские, в том числе — дома Картье и Бушерон.

В 1889 году он открывает собственное ателье, и через год у него трудятся уже 30 мастеров. Начиная с 1894 года, он регулярно выставляется в Салоне Французских Художников, а в 1900 году получаетГран-при на Международной парижской ярмарке. К 1904 году украшения от Лалика заказывают не только в Париже и Берлине, но и в Нью-Йорке и Санкт-Петербурге. Постепенно среди его клиентов появились даже сановные особы, включая российскую императрицу Александру Федоровну. А великая актриса Сара Бернар заказывала Лалику дизайн не только украшений, но и костюмов для спектаклей и даже причесок. Ювелирные украшения от Лалика отличало необыкновенное изящество текучих плавных линий, как будто позаимствованных у самой природы, филигранная проработка деталей и широкое использование нетрадиционных материалов: эмали, слоновой кости, янтаря, черепахового панциря, полудрагоценных и поделочных камней.

Популярность Рене Лалика была столь велика, что никто не удивился, когда он был удостоин высокой чести — звания кавалера Ордена Почетного Легиона. А новоиспеченный кавалер тем временем все свободное время проводил в своей маленькой стеклодувной мастерской, безмятежно придумывая вещицы из стекла: вазы, подсвечники, посуду. Стекло — относительно дешевый, а также пластичный материал, способный принимать множество форм, цветов и оттенков, — позволил мэтруЛалику воплотить в жизнь давнюю мечту: сделать красоту доступной многим.

Здесь пути Франсуа Коти и Рене Лалика, наконец, пересеклись. Произошло это в 1905 году, когдаКоти открыл свой фирменный магазин на площади Вандом в Париже неподалеку от мастерскойРене Лалика. Но развивалось их сотрудничество неспешно. Сначала Коти по-соседски попросилЛалика разработать дизайн этикеток и лишь два года спустя заказал ему первый флакон для нового цветочного аромата, название которому дал известный сорт розы – «жакмино». Лалик создал флакон, который отличала сдержанная элегантность и простота линий: из прозрачной прямоугольной колонны словно вырастала пробка, стилизованная под распускающуюся розу.

Успех аромата был просто оглушительным, и дуэт Лалика и Коти продолжил работу. В 1908 появляется новый шедевр — флакон для одеколона L’Effleurt («Прикосновение»), изготовленный из хрусталя баккара, с рельефной пластиной из темного стекла вместо этикетки. Массивная крышка флакона отсылала к ультрамодным в те времена древнеегипетским мотивам: на ней был изображен священный для египтян жук скарабей. На флаконе парфюма Ambre Аntique («Античный янтарь») в 1910 году появляются женские силуэты — излюбленный образ маэстро Лалика. А в создании «одеяния» для духов Cyclamen Лалик впервые использует матовое стекло, украсив флакон порхающими наядами со стрекозиными крылышками.

В 1909 году Рене арендует настоящий стеклодувный завод в местечке Ком-ля-Виль, а через год покупает его. Однако во время Первой мировой войны завод приходится закрыть. Новый завод открывается в эльзасском городке Венжан-сюр-Моде в 1921 году. Он и по сей день выпускает стеклянные изделия под маркой Lalique.

Обзаведясь собственной фабрикой, Лалик продолжал эксперименты, постоянно внедряя новые технологии. Он находит особенную технику, которая позволяет создавать высокохудожественные произведения с помощью механических методов. Им же были изобретены специальные формы из чугуна для отливки стекла, метод литья под давлением, а также усовершенствования для искусственного хрусталя, сделавшие последний легче и пластичнее. Уменьшив, таким образом, цену роскошных произведений из стекла, Рене Лалик сделал их доступными для более широкой публики. Необычное цветное стекло и стекло с нанесенной на него патиной (цветной эмалью) — характерная особенность его произведений. Рецепт знаменитого опалесцентного стекла Lalique и сегодня является «секретом фирмы».

За несколько лет художник разработал для Франсуа Коти 16 флаконов. Другие парфюмеры, осознав, что нарядная упаковка отныне будет обязательным слагаемым успеха, тоже обращаются кЛалику. Он разрабатывает дизайн для таких фирм, как Roget&GalletWorthMolinardGuerlain,LelongHoubigant.

Рене Лалик повсюду ищет и находит свежие идеи: на создание емкости для аромата Je Reviens («Я вернусь») для английской марки Worth его вдохновил эскиз небоскреба, нарисованный архитекторомЛюдвигом Мис ван дер Роэ, а для тонкого, воздушного флакона к духам Poésie от D’Orsay музой послужила танцовщица Айседора Дункан. Его вдохновляла любовь к природе и к женщине. Он тонко чувствовал женскую натуру, создавая изящные вещицы, наполненные чувственностью и легкой эротикой. «Я понимаю их. Если бы я был женщиной, я бы вел себя так же» — писал в своем дневнике заслуженный маэстро.

В общей сложности Рене Лалик «одел» более 250 ароматов. Пожалуй, самым известным стал оригинальный флакон, созданный для духов Le Baiser du Faune («Поцелуй фавна») в 1928 году для компании Molinard. Ароматическая жидкость благородного темно-коричневого цвета словно обрамляет прозрачный медальон, на котором изображена целующаяся пара. Этот образ художник «подсмотрел» в известном стихотворении Стефана Малларме «Послеполуденный отдых фавна», по которому композитор Клод Дебюсси поставил одноименный балет.

5 мая 1945 года в Париже на восемьдесят шестом году своей долгой и яркой жизни Рене Лаликскончался, и руководство «стеклянной» империей перешло старшему сыну Марку, к тому моменту уже более двадцати лет проработавшему в отцовской фирме. Марк унаследовал от отца талант художника и страсть к парфюмерным флаконам, однако решил переориентировать семейное производство на хрусталь.

Еще при жизни отца Марк создавал собственные оригинальные успешные работы. Одной из них стал проект флакона духов Femme («Женщина») для Марселя Роша. На создание флакона Маркавдохновила соблазнительная фигура американской киноактрисы Мей Уэст. Духи, заключенные в «фигуристый» парфюмерый сосуд, упакованный в коробку в отделанную черным кружевом, с целью рекламы были разосланы самым известным и состоятельным женщинам эпохи: актрисам Арлетти,Мишель МорганЭдвиж Фейер и Даниель Дарье, герцогине Виндзорской и Лилиане де Ротшильд.

После Второй мировой войны Марка приглашает к сотрудничеству друг детства и, по совместительству, владелец марки Nina Ricci — Роберт Риччи. Для Coeur Joie («Радость сердца») — первого аромата от Nina RicciМарк Лалик в 1946 году создает оригинальный флакон в форме короны из цветов, обрамляющей сердце. А через два года родилось совершенство – легендарные духиL’Air du Temps. Появившиеся спустя три года после окончания изматывающей многолетней войны, нежные и романтичные духи L’Air du Temps символизировали «дух времени» — возвращение к радостям мирной жизни, к беззаботности и кокетливой женственности. Лалик воплотил эту идею, «одев» золото ароматной жидкости в пышный локон из матового и прозрачного стекла ручной работы, увенчанный фигуркой хрустальной голубки. В 1950 году голубка обзавелась парой, и два целующихся голубя, символизирующих мир и любовь, взлетели над флаконом, широко расправив крылья. Их полет с успехом продолжается и в наши дни – каждые 5 минут в мире продается флакон оказавшегося вечным «Духа времени».

В течение последующих 20 лет Марк Лалик создал для Nina Ricci множество изысканных флаконов. В 1952-м появляется, навеянное известным библейским сюжетом, хрустальное яблоко для парфюмаFille d’Eve, в 1961-м — блестящие и праздничные, ставшие классикой парфюмерии духи Capricci нашли пристанище в богатом флаконе из шлифованного хрусталя в форме тяжелого шара с восьмигранной пробкой. А в 1974-м на свет появилась бутылочка в форме сердца с центральной частью из граненого хрусталя, созданная мастером для аромата Farouche («Свирепый»).

Семейную традицию продолжила внучка Рене Лалика и дочь МаркаМари-Клод Лалик, создав в 1980 году флакон для духов Fleur de Fleurs. Однако большую известность Мари-Клод получила в качестве дизайнера украшений, аксессуаров и декоративного стекла. В 1977 году, приняв на себя руководство фирмой, Мари-Клод совершенно справедливо посчитала, что для такой марки, какLalique, уже недостаточно просто «одевать» запахи. Не пора ли создать собственный парфюм? Задумка получила воплощение в 1992 году.

Первый аромат она посвятила памяти предков, назвав его Lalique de Lalique. Это классическая цветочная композиция, тон которой задают жасмин, тубероза, магнолия и орхидея. Придумав первый флакон для своих духов, Мари-Клод Лалик решила возобновлять их премьеру каждый год. И вот уже в течение почти двадцати лет с началом нового года старая матрица разбивается, и духи облачаются в новый флакон. Таким образом, каждый из ранее выпущенных и пронумерованных флаконов становится уникальным.

В 2003 ушла из жизни и Мари-Клод. Она стала последней в династии Лаликов. Однако марка Lalique продолжает жить и радовать нас красотой, качеством и творческой смелостью своих проектов.

Наследие, оставленное нам династией Лаликов, трудно переоценить. И сегодня модницы всего мира высоко ценят неподражаемые ювелирные украшения, таинственно-элегантные флаконы для духов, фантастические вазы и… незабываемые ароматы, созданные великими Лаликами. Вслед за французами это поняли знатоки и ценители изящного во всем мире, соревнующиеся в стремлении обладать изделиями Lalique на аукционах Christies и Sotheby’s. К примеру, недавно эксклюзивный флакон духов Tresor de la Mer («Сокровища моря»), дизайн которого разработал Рене Лалик, был продан на аукционе за рекордные 216 тысяч долларов. Международное общество коллекционеровLalique сегодня насчитывает более 7000 участников, а работы Рене и Марка Лаликов украшают коллекции музеев ПарижаНью-ЙоркаТокиоБерлинаЛиссабонаЛондона и петербургскогоЭрмитажа. Но главное, что подарили миру Лалики, нельзя посчитать, ибо Истинную Красоту можно только почувствовать.

Официальный сайт фирмы Lalique

 Автор статьи: Ксения Архансгельская

Источник

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s